В условиях современного арт-рынка, когда часто основной задачей художника становится удивить и тем самым сделать свои произведения более конъюнктурными, востребованными, всегда радостно обращаться к произведениям талантливого, работающего в своем стиле и от этого не менее успешного, чем его эпатажные собратья, художника.
«Хотите ли Вы, быть взрослым?» спрашиваю я, и большинство отвечает: «Нет, взрослые скучные, им надо за всё отвечать и обо всём заботиться». Таким взрослым не хочет быть никто. Мы неправильно понимаем взрослость, которая дает в первую очередь широту восприятия мира, осмысление и ощущение его новых, открывающихся с каждым прожитым мгновением граней. Дети изучают мир, осмысливая его творчески, примеривая его на себя. Картины питерского художника Валериуса (Валерия Николаевича Иванова) сочетают в себе оба эти восприятия. Творцы, художники отражают в своих работах увиденное ими, и их глазами мы потом смотрим в пространство, ограниченное холстом. В один такой мир: одновременно и галактику, и уютный дом можно заглянуть через картины Валериуса.
Картины Валериуса - это окна в волшебную страну, в незнакомый нам Петербург. Его обитатели - бабушкин халат, кумган, бабочки, человек в треуголке (наверное его зовут Герман), ангелы, плюшевый мишка в очках, собака такса, горбатый автомобильчик. Дома этого города оживают и танцуют «округлый» танец вокруг его жителей.
Каждый город выбирает себе художника. Петербург с его холодно-серым обаянием, сумеречной натурой и не всем открывающимся очарованием, можно сказать притянул, завлек Валериуса, который многоцветием, солнечным настроением картин добавляет красок и жизненной силы в наш город «без солнца». Этот художник открывает для себя и для всех зрителей новые тайные черты этого города-призрака - главного персонажа и основной декорации картин.
Стиль художника можно определить как «этно-инфанс». «Этно» от присутствия в его полотнах этнических мотивов в виде декоративных элементов орнаментов, характерных для многих национальных традиций, и часто являющихся основой композиции. Слово "infans", имеющее в переводе с латыни такие значения как – наивный, нежный, детский, безмолвный, неслыханный - прекрасно подходит для характеристики работ Валериуса. Кажущая наивность и лаконизм содержания и композиции, дают нам чистоту восприятия, легкость узнавания нового в давно знакомых вещах.
Нельзя назвать стиль художника примитивизмом, предполагающим целенаправленное упрощение форм картины. При всей кажущейся очевидности содержания, Валериус небольшими мелкими деталями, как бы случайно вписанными в полотно, представляет нам несколько планов в картине, новые отправные точки для восприятия мыслей и чувств художника, которыми он пытается с нами поделиться.
Многоцветье картин Валериуса берет свои истоки в традициях его родины – Башкирии. Красный, зеленый, желтый, реже лиловый, синий и голубой - цвета башкирского орнамента. Но этнические мотивы, которые легко читаются в его творчестве, этим не ограничиваются. Конечно, в первую очередь «во всем виноват цветасто-полосатый бабушкин халат» и восхищение родных, которые с детства поддерживали художника в поисках себя, но это и культура народов Месоамерики, и мотивы рисунков австралийских аборигенов и североамериканских индейцев.
Творчество В.Иванова можно разделить на три периода, хотя это достаточно условно, так как по его словам, он всегда возвращается к начатым когда-то формам и разрабатывает их по-новому.
Первый период можно назвать "треугольно-сине-лиловым". Он наиболее декоративен, в нем нет достаточно жесткой закомпанованности и графичности, идёт поиск, отталкивание от классической станковой картины. Композиция в полотнах этого периода строится в большей степени на игре цветовых пятен, а не на соотношении объемов.
В дальнейшем, в период "двух жёстких полуфигур", центр как таковой исчезает, вся плоскость холста одновременно является размерами персонажей и всей картины. Фигуры, объединенные в плоскости холста настроением художника ведут диалог: иногда они противоборствуют друг другу, иногда это рассказ или целая повесть о двух персонажах объединенных, как правило, историей любви. В картинах нет какого-то определенного сюжета, очевидного события. Вместо него – полутона, изгибы линий, полуприкрытые глаза, наклон голов, движенье рук, а иногда и откровенное наслаждение красотой моделей и пространства.
Истории, которые рассказывает нам художник, мастерски выдержаны и по цвету. Противопоставлением теплых и холодных цветов в картине создается дополнительное напряжение, почти слышное взаимодействие персонажей. В цветовом отношении картины второго периода более теплых и лаконичных цветов, палитра становится намного чище, что помогает зрителю сконцентрировать свое внимание на сюжете и композиции картин.
Художник часто пользуется таким художественным приемом как использование рамки, нарисованной вокруг основного пространства полотна. Этим он создает дополнительные возможности в представлении своих персонажей и, усложняя пространство картины, обогащает зрительное восприятие.
Многое в его картинах идет также от формы полотна, и то, что сначала было экспериментом, превращается в направление. И это, третья ипостась перевоплощений Валериуса, как художника. Речь идет о «круглых» картинах, где эта форма становится обязательной и диктует содержание и размещение элементов картины. Круг не случаен - это форма мира, земли, мироздания; мира, обитатели которого посматривают на нас с картин Валериуса. Форма круга требует от художника великолепного владения композицией и ему удается расширить возможности именно, круговой композиции, выводя завершения фигур своих персонажей за рамки холста. Например, в серии картин с «русалками», круглое полотно уже иллюминатор, окошко в русалочью страну. Ведь действительно, мы не можем увидеть все в иллюминатор, а только небольшую часть промелькнувшего зачарованного мира.
Сейчас художник находится в поиске новых форм давно найденного стиля, и все сегодняшние работы становятся почти графичны в исполнении, хотя это работы маслом. Валериус почти отказывается от цвета и работает в различных монохромных полутонах в серии работ «Белым по черному».
В графике ему удалось редкое, почти невозможное – создание новой техники, которую он сам называет «царапки». Речь, конечно, не идёт о принципиально новой системе работы с материалом, это скорей смешение графических техник – процарапывание рисунка и дальнейшее его закрашивание. Что-то среднее между ксилографией, линогравюрой и литографией. Но, в отличие от гравюр техника больше приближается к рисунку, так как каждый вариант работы неповторим. Техника «царапки» разработанная Валериусом легка в исполнении, социально адаптируема, и что важно, может использоваться даже слабовидящими людьми.
Художник и сейчас находится в развитии, и сложно предугадать какой чудесной гранью покажет нам из-за рамы картины свой добрый и сказочный мир.
Валерий Иванов приехал в Петербург для продолжения художественного образования и окончил в 1993 году кафедру дизайна Санкт- Петербургской государственной художественно- промышленной академии.
Он один из первых художников, поселившихся на Пушкинской 10 в 1990 году, автор обложки диска «Оттепель» группы ДДТ.
Член Санкт-Петербургского союза художников России. Директор галереи «BLICK» (Чехия), основатель и арт-директор ValeriusARTstudio.
Автор проектов «Королевство любителей улиток», «Выставки для рыб», «сказочных» трамваев и троллейбусов Петербурга.
Помимо станковой живописи и графики Валериус работает в технике боди-арта, коллажа, создает театральных кукол.
Работы художника находятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, в Петербургском Городском музее кукол, в 12 западных галереях и многих частных коллекциях России, США, Франции, Швеции, Японии, Чехии, Германии, Непала, в том числе в Королевской коллекции Шри Панч Бирендры Бир Бикрам Шах Дева — короля Непала и Королевской коллекции Беатрикс — королевы Нидерландов.
Творчество художника представлено в образовательной программе Pat Masson Fine Art. С 1996 г о творчестве Валериуса читается цикл лекций на ежегодном всеамериканском конгрессе преподавателей искусств.
В 2005 году в Нидерландах была выпущена почтовая марка, посвященная творчеству Валериуса. В 2006 году именем художника Валериуса была названа одна из улиц в нидерландском городе Брунсум.
Реброва Р.В. – кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственного Эрмитажа, член международной ассоциации искусствоведов.