Феномен Достоевского.
Вводная статья.
Я начинаю новый цикл о городе и людях, чьи судьбы тесно сплелись с Пространством и Духом Петербурга, людях, которые Велики в своей способности к саморазвитию, людях, поднимающих темы остро-значимые, главные во все времена.
Я наполню тексты психологическими комментариями, раскрывающими психотерапевтическую силу русской художественной литературы, и подкреплю образами из галереи картин художника Валериуса.
Правда в том, что зачастую мы не знаем, какой именно опыт окажет мощнейшее влияние на течение нашей жизни. Поэтому ничто не может быть обесценено, поэтому стоит с предельным вниманием относиться ко всему, что нас касается. Мир на кончиках пальцев приносит нам множество ощущений и событий, все они не случайны и имеют вес, но некоторые переворачивают самосознание, не оставляя возможности "вернуться в себя прежним".
Достоевский - психологичный, дерзкий, мрачный, глубокий, сложный, светлый до святости, великий и простой одновременно. Достоевский - целая Вселенная, непостижимое внутреннее пространство которой наделено властью особенным образом влиять на людей и их мировосприятие. Поэтому Ф.М. признан во всем мире как истинный гений. Невероятной силой веет от его произведений, в которых сквозь мрачные образы холодного отчаяния все же пробивается свет. Сначала робкие лучи в "Преступлении и Наказании"; затем свет постепенно заполняет тексты писателя. В последующих романах "Идиот" и "Братья Карамазовы" все сильнее звучит симфония, ради которой были написаны великие строки, все явственнее проникает в сознание идея, по глубине и сложности с которой не сравнится никакая другая...
В чем феномен Достоевского? Что на самом деле он показывает нам через характеры и судьбы героев, живущих в, казалось бы, нереалистичном мире книжных вымыслов? Что же написано между строк? Какие абстрактные идеи витают вокруг его творчества и жизни, которую он посвятил поиску и раскрытию смыслов, не оставляющих равнодушными никого в мире и по сей день?
Сегодня я опубликую небольшой отрывок из эссе, написанного мной около 15 лет назад, и прикоснусь к теме ожиданий и разочарований, звучащей в кабинете психотерапевта слишком часто, чтобы обойти ее стороной.
Часть 1. Дорожные размышления
"16 сентября 2002 года. 21:30. Самара, поезд.
Поверить не могу! Неужели я и в самом деле еду в Петербург? Как же долго ждал я этого момента, и вот исполняется моя мечта. Душа ликует, сердце рвется из груди, мне хочется кричать, но, боюсь, высадят из поезда. Поэтому весь восторг я отдаю тебе мой молчаливо-беспристрастный, белоснежный друг. Я запишу все, что будет происходить со мной и сохраню эти записи в память о моем первом путешествии. Да, стыдно, признаться, мне 23 года, а я никуда еще не выезжал из своей провинции. Что ж, пора наверстывать упущенное! Петербург - великолепный город, город из моих радужных снов, город, воспетый многими великими поэтами и писателями. Державин, Пушкин, Ахматова, Анциферов - все они прославляли Северную Пальмиру. Нельзя не восхищаться дивной красотой Петербурга, магией белых ночей, когда в перламутровой дымке сливаются небо и земля, и, словно прекрасные тени, предстают перед взором фасады роскошных дворцов..."
Мечты, мечты....как согревают они, какую радость приносят фантазийные, манящие образы наших дум, сотканные из восторженных, зачастую нереалистичных или крайне однобоких представлений о вожделенном предмете. Как характерно для юности смотреть на мир сквозь розоватую дымку очарованности всем и вся. Мир - большой, дороги открыты, и впереди только счастье. Реальность, как показывает практика, не терпит неприятия, реальность стремится открыть глаза на Истину Бытия, уравновесив Свет и Тьму в опыте человека, примирить иллюзорные представления с объективностью окружающего мира. Непростой путь взросления ожидает каждого из нас, и здесь, скорее, о психологическом возрасте, а не о паспортном. Расставание с идеями о том, как должно было быть, зачастую сопровождается сильнейшими переживаниями, для преодоления которых необходимо мужество..
В следующем посте я раскрою тему разрешения конфликта между ожиданиями и реальностью глубже, и мы посмотрим, куда заведет нашего героя судьба.
Сегодня я также выложу часть картин Валериуса, связанных с творчеством Ф.М. Эти картины - квинтэссенция долгого диалога двух душ глубоких и самобытных людей, очень разных, но единых в позиции, с которой стоит оценивать самые важные аспекты бытия, "позиции Любви". Эти картины частично не закончены, и являют собой уникальный материал. Они, по сути, - допуск в "святая святых", мастерскую художника, где мы можем наблюдать, как рождается картина. Поэтому особо ценным является разрешение видеть их и осознавать символичность многозначительной незавершенности. Дело в том, что невозможно закончить диалог между словом и образом, текстом и картиной, его можно только ненадолго прервать. Поскольку через разные точки входа идут эти творческие сферы к одному и тому же, их цель - транслировать идеи человечности, веры, добра, прощения, принятия и любви.
Елена Малыгина
семейный психолог, психотерапевт